Компании: | 10 403 |
Товары и услуги: | 3 954 |
Статьи и публикации: | 494 |
Тендеры и вакансии: | 77 |
Начало этой статьи было положено на одной из встреч с заказчиком. Обсуждалось много вопросов, в том числе мотивация сотрудников. Речь зашла о том, что вектор мотивации сотрудника практически никогда не совпадает с вектором целей работодателя. Мы долго дискутировали, но так и не смогли прийти к общему мнению. У меня возникло желание разобраться в этом вопросе и выяснить могут ли эти векторы совпадать.
Предлагаю ненадолго вернуться в недавнее советское прошлое . Отношение к работе и работодателю были принципиально другие. В основном сотрудники, трудящиеся ходили на работу получали зарплату или жалованье. "Выбивали" путевки в санаторий или детский лагерь и получали молоко за вредность. Вот и вся мотивация.
В лихие девяностые эта идиллия была разрушена, и на ее место пришел рынок. Для него старая схема взаимодействия работника и работодателя была неприемлема. Рынок в первую очередь покупал знания и возможности сотрудников для достижения своих коммерческих целей. Индустрия из плановой превращалась в коммерческую. Кто не мог адаптироваться к этим изменениям или владел недостаточным опытом, оказывались не удел. Быть актуальным и владеть ситуацией на рынке - является необходимым для выживания любой коммерческой структуры. Динамика изменений очень велика и по прогнозу специалистов, она будет только усиливаться.
По аналогии, можно увидеть глобальные изменения и в других сферах. Наиболее ярко выражены изменения в области электронных технологий. Еще вчера купленный телефон, который соответствует всем тенденциям моды, уже через полгода кажется мамонтом. Это далеко не единственный пример тех изменений, которые становятся нормой в нашем мире. Все это, безусловно, существенно влияет на общество и взаимоотношения тех, кто ищет изменения к лучшему и тех, кто их создает.
Все средства массовой информации во всех ее проявлениях наглядно демонстрирует нам, как надо жить. Что одевать, на чем ездить, где отдыхать. У большинства возникает несоответствие текущей ситуации с "эталоном" жизни. Нужно жить красиво, как на картинке в журнале, но почему-то не получается. Причину долго искать не нужно. Преобладающее большинство так и осталось в прошлом, где платили жалованье. И это, к сожалению, следствие того, что в погоне за коммерческим успехом, все больше внимания уделяется технологиям производства и бизнес процессам, а не развитию персонала. Совершенно очевидно, что с технологиями намного проще, чем с людьми. Душа работника - потемки.
Компаниям очень нужны профессионалы. Нужны те, кто в состоянии двигать бизнес вперед. Где их взять? В поиске кандидатов работодатели выбрали самый простой путь - искать готовых специалистов. Охота за головами проще, чем взращивание профессионалов самостоятельно.
В ход идут все возможные ухищрения, чтобы сделать вакансию максимально привлекательной для соискателя. В 9 из 10 случаев работодатель считает, что монетарная мотивация и предложение дополнительных компенсаций является решающим фактором в принятии решения. В то же самое время, по статистике, именно по причине низкой зарплаты увольняется только трое из десяти! В числе наиболее востребованных стимулов к работе относятся стабильность, развитие и интерес к работе.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что работник и работодатель находятся по разные стороны баррикад. Люди хотят развиваться, но компании предпочитают самообразование сотрудников. Люди хотят стабильности, а рынок не дает никаких гарантий. Каждый преследует свои интересы и они не совпадают. В этом и заключается несоответствие векторов мотивации.
Как быть?
Мы добрались до самого главного. Решение, которое на мой взгляд очевидно, состоит всего из нескольких шагов:
Определение сотрудников, которые хотят развития и роста
Определить личностные цели каждого из них
Сопоставить с потребностями компании
Разработать индивидуальный план карьерного роста
Обеспечить контроль выполнения этого плана.
Это решение носит очень сильный мотивирующий характер и позволяет объединить векторы мотивации обеих сторон. Быть социально направленным сегодня очень выгодно. Для всех. Решать подобные вопросы возможно силами самой компании или прибегнуть к услугам сторонних организаций.
Выбор есть всегда.
Автор: Лещёв А. (бизнес – тренер и консультант) www.lavcoaching.ru